Поиск по этому блогу

суббота, 29 октября 2016 г.

Лекция 2 (Пять лекций по общей семантике Альфреда Коржибски)



Лекция 2

Прошлым вечером мы говорили о различных аспектах нервной системы. Давайте сначала вспомним о коре головного мозга: 1) она производит динамогенетический эффект – она генерирует энергию, 2) она обладает дифференциальной активацией. Оба этих утверждения – вербальные выдумки. Есть третья функция коры головного мозга, которая не является вербальной выдумкой. Это задержанная реакция. В эволюции каждый новый слой мозга защищает предыдущий. Рекомендую ознакомиться с экспериментами Кёлера с фотографиями обезьян. Реакция таламуса без задержки не имеет относительного значения – ценности присущей человеку. У животных нет искусственного мира, подобного тому, который мы построили для себя. Постарайтесь понять в какой степени мы реагируем сигнально. Мы выходим из себя из-за слов, которые нам не понравились в детстве. Нам необходимо иметь символьные реакции для разумных общественных дел. Чем должны заниматься в сферах образования, политики, и т.д.?

Насущный вопрос: располагаем ли мы разумом? Я говорю о мозге, а не о политических проблемах. Что можно сделать с глупостью и ленью? Можно ли навести порядок в наших человеческих делах с помощью научного подхода? Это вопрос исследования фактов, а не догадок.

(Обсуждение:) Есть одна неизбежная вещь, касающаяся нервной системы. Это канализация – как её называют немцы, или организация. Канализация показывает, что новые нервные импульсы склонны перемещаться по старым путям или каналам. В этом есть как выгода, так и опасность. Этот механизм делает обучение на опыте возможным. На человеческом уровне, кора головного мозга полностью развивается примерно к 18 годам. За счёт канализации мы получаем незрелый, инфантильный таламический мозг. Это и происходит сегодня в мире – инфантилизм, незрелая канализация. У нас ещё нет средств для ускорения развития коры, потому что мы канализуем инфантильные мозги.

В ОС мы располагаем средствами для прямой стимуляции коры, чтобы ускорить созревание. Я хочу обратить внимание на то, что происходит в науке. Когда в науке обнаруживают явную ошибку, от неё переходят к другим путям решений. Поступаем ли мы так же в житейских делах? Нет, мы спорим до бесконечности. Если вы совершите ошибку, отметьте её и следуйте дальше. Нет ничего плохого в том, чтобы получить урок. (Следует пример о том, как Эйнштейн обнаружил ошибки в старых формулировках Ньютона, учёл их и создал новые формулировки.)

ОС имеет дело с жизнью. Вам нужно понять проблему оценки для лучшей адаптации к жизни. Проверяйте оценку прогнозируемостью. Научная теория работает только если она охватывает старые факты. Если ввести один новый факт, он меняет весь принцип действия и того, как что происходит. Нужно проверять. Безумна ли новая квантовая теория? Нет, она – это лучшее, что у нас есть на текущий момент. ОС принимает этот стандарт для житейских дел.
Мы переходим к факторам прогнозируемости. Возьмём карту – что-то, что показывает, где и когда вы чего-то достигните. Для наиболее точной прогнозируемости, карта должна быть схожа в структуре с территорией для максимальных результатов. Подумайте над отношением между территорией и картой. Основные положения – не-аристотелевы; человечество живёт сегодня по А; наука работает по положениям не-А.

Положения не-А:

1) Карта – это не территория – нетождественность,
2) Карта не представляет всю территорию – не-всеобъемлемость,
3) Карта – саморефлексивна.

Из положений А происходят догматизм, категории, абсолютизм. Рекомендую ознакомиться с материалами Бертранда Рассела о необоснованных всеобъемлемостях. Саморефлексивность указывает нам на проблему, которой до сих пор не уделялось внимание. Профессор Джосайа Ройс из Гарвардского Университета открыл саморефлексивность. Эта проблема многопорядковости. (ср. Наука и Здравомыслие, гл. XXVII, *раздел B, с. 433-42*) Саморефлексивность касается всех форм репрезентации. Она применима к языку – мы можем говорить языком о языке. (Следует пример о враче, который сказал студенту-медику: «Всегда и никогда – это два термина, которые всегда говорят никогда».) Проблема само-рефлексивности находится в основе многопорядковости. (Следует пример о том, как началась депрессия – всегда ли да означает да, а нет – нет?)

Нам необходимо подогнать структуру языка под структуру фактов. Важно проводить эмпирическое исследование, наблюдая за тем, схож ли наш язык по структуре с фактами. Я рекомендую прочесть книгу Витгенштейна, которая начинается и заканчивается утверждением: «Там, где невозможно говорить, стоит молчать». Кстати, одна из лучших работ Бертранда Рассела – это введение к книге Витгенштейна. Вы понимаете, что значит структура языка? Я не говорю о структуре предложения. Хватит теребить слюнные железы.

Рабочая формула ОС: «Я не знаю, давайте посмотрим». Давайте посмотрим на структуру языка. Жизнь не следует словам. У жизни есть свои правила, которые нам нужно узнать. Достижения математики – надёжны; элементарная арифметика имела эмпирическое начало и обладала функцией; затем она была обобщена в алгебру, а затем в анализ. Человеческая сторона математики – это метод, а не взаимодействие формул. Когда инженеры строят мосты, они пользуются языком структурно схожим с фактами? Да; а наши человеческие строения рушатся, потому что в житейских делах мы не принимаем научный подход.

Осознайте ужасы языка и серьёзность его повторяющихся трагедий. (Следует пример о лицах, масках, произнесении публичных речей, больницах для душевнобольных.) Знаете строчку из стихотворения Хаусмана:

“I, stranger and afraid in a world I never made”?
«Я, чужестранец в страхе мира, который сам не создавал»

Хочу подчеркнуть, что если вы хотите, чтобы моя работа принесла вам пользу, пользуйтесь приёмами. В старом языке мы неизбежно говорим чепуху. В таком случае, стоит предупредить ваших слушателей, что вы будете говорить чепуху. Я вас предупреждаю, что сейчас начну говорить чепуху. Давайте посмотрим на структуру языка.

(Следует пример с удержанием палки или трости с вопросом, можем ли мы разделить материю, пространство и время в ней, как в объекте; аудитория ответила «нет». АК продолжил, что если убрать материю, палки не будет; если убрать пространство, будет лишь точка; если убрать время, то будет лишь вспышка.) Это факты; они – это структура природы; они не-элементалистичны. Работа Эйнштейна – революционна для физики, потому что язык подходит фактам; язык подходит структуре, процессу. В живом организме, тело-разум, чувства-рассудок, и т.д. – взаимосвязаны. Но мы разделяем их вербально? Мы разделяем материю, пространство и время вербально? Жизнь – не-элементалистична, язык – элементалистичен; нам необходимо подогнать структуру языка ближе к фактам.

Посмотрите на людей, и что вы найдёте – каждый – абсолютный индивид; вот мужчина1, вот человек2, вот Смит1, 2, 3, и т.д. Здесь никаких пустых слов – факты. Теперь я введу два технических термина. Посмотрите в указателе любой книги о логике слова «интенция» и «экстенция». Возможно, эти термины ввёл ещё Аристотель; так или иначе, он их знал, но никогда не применял.

Определение по интенции – это определение по некоторым свойствам. Возможно, вам знакомо определение человека Платоном – бескрылое двуногое. Оно подходит всем, но не затрагивает никого. Такое определение никуда не приводит, кроме как к обрыву бес-смыслецы.

Экстенсионально, мы обозначаем рассмотрение класса индивидуумов, состоящих из Смита1, Смита2, Смита3, и т.д. (Это работает с помощью числовых индексов). Такие экстенсиональные методы применяются только в ОС и математике. Математика не интересует определение числа, потому что он показывает поведение чисел. Математика – это поистине мощный инструмент. Она основывается на эмпирических операциях и проверяется. (Следует история о пересмотре совета Гари быть послушным и Мэри быть остожной.)

Сила математики – её экстенсиональность. Обобщения следуют потом. Сначала нужно рассмотреть факты, а потом подбирать к ним слова. С нами происходит обратное: нас учат языку вперёд фактов. В надлежащем порядке начинают с фактов, и лишь потом обобщают. Обратный порядок – это патология. Нам нужно понять, что нас учат этому патологическому порядку. Возьмите словарь – что он делает? Переводит ля-ля-ля в тра-ля-ля туда-сюда до бесконечности.

В ОС мы используем ряд приёмов или техник для экстенсионализации. Их есть пять:




1) индексирование
2) датирование
3) постоянное использование «и т.д.»

4) использование кавычек
5) использование дефисов
Рекомендую прочесть библию с не-аристотелевой пунктуацией. Она превратится в новую книгу. Я хочу подчеркнуть, что безопасно говорить можно только, если вы датируете то, что говорите. Только высказанное на текущий момент имеет смысл. Нам стоит датировать сказанное, потому что с развитием событий и возникновением новых фактов, нам нужно пересматривать то, что мы сказали. Нам стоит придерживаться фактов, и не только тех, которые нам известны лично, но и тех, которые мы знаем не напрямую из науки, и т.д. В ОС мы начинаем с наблюдения, и обобщаем на определённый момент времени по необходимости. Наши знания становятся гипотетическими, а не догматическими. (Следует пример о трёх девочках, исследующих коробок спичек – «зверёныше», вербализаторе и дураке – и о результатах обучения ОС. Тж. пример о происшествии со стулом – за подробностями ср. Наука и Здравомыслие, с. 424 – показывающий «упрямость объекта» и осознанность абстрагирования.)

Когда мы не пользуемся корой, наше поведение подобно поведению животных. (Следует пример о студенте, написавшем: «Подобен ли я животным в реакциях своего желудка? Подобен я животным в своей нервной системе? Если да, то это кажется мне бессмысленным», и об ответе АК.)

Индексы и даты позволяют согласовать события во времени. Физически, происходит удержание коры, автоматически за счёт индексирования и датирования, вы задерживаете свою реакцию. Так работает прямое неврологическое обучение в ОС. Также важно упомянуть, что математика находит схожести в отличиях и отличия в схожестях. Рекомендую интересующимся этим вопросом ознакомиться с книгой Силвануса Томсона «Упрощённый Математический Анализ» (“Calculus Made Easy”). Когда мы датируем и индексируем, мы усваиваем новое ориентирование. Научитесь делать это постоянно в уме. Это поддерживает нашу осмотрительность, когда мы имеем дело с правдами жизни.

Использование индексирования приводит к «и т.д.». Не-аристотелева пунктуация, чтобы избежать постоянного повторения – точка, а за ней запятая., И т.д. позволяет избежать всеоблемлемости. Я называю индексы, даты и и т.д. рабочими приёмами. Кавычки и дефисы я называю безопасными приёмами. У нас есть множество элементалистских терминов, на которые не стоит полагаться. Однако нам всё же приходится ими пользоваться, поэтому предупреждайте своих собеседников о ненадёжности термина с помощью кавычек – 'мышление', например. Дефисы позволяют нам установить отношения, и сделать не-элементалистские термины из элементалистских. (Для объяснения принципов, на которых основаны эти приёмы, студентам рекомендуется ознакомиться с указателем Науки и Здравомыслия, чтобы найти разделы об обращении со всеобъемлемостью и не-всеобъемлемостью, цикличностью человеческих знаний, отождествлением, многопорядковостью, и т.д., и в частности с Книгой 2 гл. XXIV-VII, с. 371-451, *процесс абстрагирования*).

Эти приёмы задействованы в осознанности абстрагирования. Они позволяют нам достичь естественного (надлежащего) порядка оценивания. (Следует пример о диске, который создаёт нижняя кора; также следует пример о том, что таламус функционирует как кино, а кора (имея дело со словами) – как статичное изображение приостановленного фильма. Далее следует пример о приписывании синевы объекту – обложки брошюры на, висящей на стене – в процессе оценивания; это предполагает отношения.) Математика выражает, что находится здесь (указывает) и что находится там (указывает) в уравнениях. Тензорное исчисление даёт нам уравнение отношения, которое можно использовать эффективно. Формула записывается как A/B:1.

(Кульминация:) Теперь мы можем добавить математику в изучение личности, и не только численные данные, как IQ. Мы начинаем кое-что понимать о мозговых волнах. Но сегодня слишком поздно в это вдаваться. В целом, всё это означает, что нам нужно довести наше ориентирование до уровня мира, в котором мы сейчас живём.

. . . . . . . . .
«Проблема человеческого фанатизма
происходит от неспособности подходить
к проблемам математически» —

Резюме

1я часть

1. Задержка реакции даёт нам человеческие ценности; здесь функционирует оценивание символьной реакции на слова.

2. За счёт канализации незрелой коры, мы получаем инфантилизм.

3. В ОС используются (экстенсиональные) методы для стимуляции коры напрямую.

4. Ориентирование по не-А включает положения: не-тождественность, не-всеобъемлемость и само-рефлексивность языка.

2я часть

5. Применение экстенсиональных приёмов.

6. Интенция – это вербальная выдумка.

7. Экстенция работает исключительно, индивидуально, посредством наблюдения.

8. Рабочие приёмы использование включают индексов, дат, и т.д. в уме постоянно.

9. Приёмы позволяют осознать абстрагирование и прийти к естественному (надлежащему) порядку абстрагирования.

. . . . . . . . .

<<Лекция 1   Лекция 3>>

1 комментарий:

  1. Стало более понятно как кора головного мозга "включает" эмоции в лимбической системе. Это ключ для эффективной когнитивной психотерапии. Также была полезна инфа про канализирование. Жду перевода оставшегося материала т.к. мой инглиш ис нот инаф.

    ОтветитьУдалить